Портал любителей фламенко

01.01.2011 - Компасы и ритмические рисунки в некоторых формах фламенко

Автор намеренно разделяет понятия компаса и ритмического рисунка. Под компасом здесь понимается общая "метроритмическая формула", а под ритмическим рисунком - собственно ритмический рисунок, образуемый на основе общей схемы, т.е. компаса.

Solea, alegrias

В качестве первого примера предлагается компас солеa (совпадает с компасом алегриас).

Ритмический рисунок солеа состоит из двенадцати долей со следующей расстановкой акцентов:

| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |

"Разбив" этот компас на четыре такта (размер - [3/4]), получим:

|| 1 2 3 | 4 5 6 | 7 8 9 | 10 11 12 ||

При восприятии музыки в таком компасе лучше не привязываться к тактам, думая о том, в каком из четырех тактов и на какой доле такта акцент. Привязываться лучше, следовательно, к двенадцатидольной структуре.

Подойдя к анализу такого компаса с точки зрения банальной арифметики, заметим, что компас можно условно разделить на две половины:

(1 2 3 4 5 6) + (7 8 9 10 11 12),

каждую из которых можно поделить на "блоки": в первом случае - на два блока по три доли (1,2,3 + 4,5,6), во втором случае - на три блока по две доли (7,8 + 9,10 + 11,12). Здесь мы видим практическое применение свойству числа 6 делиться как на 2, так и на 3.

Почему же нет акцента в начале компаса? В этом специфика музыки. Первые две доли - это будто "предварение" акцента. По мнению автора, здесь можно установить взаимосвязь с особенностями человеческой речи. Когда вы говорите, вы же не всегда делаете акцент в начале фразы. Возьмём, например, только что сказанную фразу: "Когда вы говорите". Интонация именно такова. Если вы скажете "Когда вы говорите", сделав акцент ближе к началу фразы, интонация уже будет иной, в данном случае вопросительной, а не повествовательной. Так и в музыке.

Предложенный вашему вниманию компас имеет "классическую" форму. Кроме того, в рамках этого компаса исполнители очень часто синкопируют и вставляют дополнительные доли между основными (рассмотрено ниже). Вот достаточно распространённый вариант синкопирования в этом компасе:

|| 1 2 3 | 4 5 6 | 7 8 9 | 10 11 12 ||

Здесь один из акцентов смещен на долю вперед. Советую тем, кто столкнулся с ритмикой фламенко совсем недавно, прямо сейчас найти или скачать где-нибудь запись форм solea, solea por bulerias или buleria por solea, дабы воочию (скорее воушию) убедиться в истинности сказанного и начать тренировать ощущение компаса. Предлагаю фрагмент solea в моём исполнении ::скачать:: .

Пока что мы касались только расстановки акцентов по четвертым долям компаса. Формирование ритмического рисунка посредством вставки дополнительных долей (образование триолей, вставка восьмых и шестнадцатых долей) проиллюстрируем ниже.

|| 1и2 3 | 4и5 6 | 7и8 9и| 10 11 12 ||, или

title

Для пущей "легкоусваиваемости" таких рисунков рекомендуется их как-нибудь простукивать - прохлопывать, прощелкивать и т.п.

В примере со смещением акцента на седьмую долю видно, что "7-8" - единственный фрагмент компаса, где два акцента находятся рядом. Благодаря этому те, кто только начинает осваивать ритмику фламенко, слушая солеа или алегриас, где используется такое смещение (практически везде, особенно в современной музыке), может ориентироваться по этим двум находящимся рядом акцентам и "встроиться" в компас, даже вылетев из него.

Часто людей интересует вопрос, какого ритмического рисунка придерживаются те, кто аккомпанирует гитаре, пению и танцам хлопками (palmas). Очень часто в формах solea por bulerias и alegrias вы можете услышать такой "прохлопываемый" ритмический рисунок:

title

Где-то на долях 4,5 и 6 хлопков может вообще не быть, как и в приведенном примере, однако часто там хлопают, но тише.

Следует отметить, что иногда встречаются и такие отклонения:

|| 1 2 3 | 4 5 6 | 7 8 9 | 10 11 12 || ,

то есть в трех первых тактах расстановка акцентов одинакова. Обычно такие "отклонения" просходят тогда, когда того требует мелодия.

Бывает и такое, что где-то "проскальзывает" фраза из шести долей вместо двенадцати, так что фраза в общей сложности длится полтора компаса. Причина этого в большинстве случаев такова: гитарист придумал музыкальную фразу, завершение которой на 12-й доле, то есть в конце компаса, не очень "смотрится". Он решил придумать к этой фразе завешающий фрагмент, но для этого фрагмента будет слишком много целого компаса, т.е. 12-ти долей. Потому он оставляет из них только шесть, т.е. половину.

Автор статьи: Евгений Седько.
Сайт автора: http://eugensedko.com
Опубликовано на сайте: http://www.arte-flamenco.ru
Прямая ссылка: http://www.arte-flamenco.ru/index.php?name=pages&op=view&id=19