milfsstory

Статьи

Статьи » Статьи о фламенко » Авторские работы Евгения Седько

Основы пальмас

0
Распечатать
Статья предназначена для всех интересующихся искусством фламенко, особенно для гитаристов и танцовщиц, желающих развивать чувство ритма, без которого грамотное исполнение ритмических форм фламенко невозможно. Искусство фламенко строится на характерных для этого стиля ритмических элементах, которыми нужно овладевать постепенно, используя в упражнениях характерный для фламенко контекст.

Для того, чтобы ритмические рисунки были хорошо слышны и лучше запоминались, их часто прохлопывают в ладоши. Это касается как мелодических фраз, ритмику которых нужно запомнить на слух, так и танцевальных дробей, которые зачастую бывают римтически сложны. Для того, чтобы извлечь звук "хлопка" (будем и дальше в статье пользоваться этим словом), не нужно иметь музыкальных инструментов, кроме рук, это делает пальмас как вид перкуссии удобным. Кроме того, возможны разные варианты звукоизвлечения — глухие и звонкие хлопки, а тембром звонких хлопков можно также управлять, округлив ладонь, по которой ударяют, или изменив форму ударяющей по ладони поверхности нескольких сложенных вместе пальцев. Акцентируемые доли озвучиваются громче — нужно уметь управлять силой удара и заранее представлять себе звук, который должен получиться. Он должен звучать таким, каким вы себе его представляли.

Способы звукоизвлечения

Хлопки подразделяются на два вида — "глухие" и "звонкие".
Глухие. Ладонь одной руки бьет о ладонь второй. Звук получается приглушенный.
Звонкие. Сложенные вместе пальцы одной руки бьют о ладонь другой. Пальцы следует прижать к друг другу так, чтобы между ними не было видно зазоров. В зависимости от места соприкосновения обеих рук, округления ладони и сжатых пальцев и количества задействованных в ударе пальцев звук имеет разный тембровый окрас.

Важно исполнять пальмас так, чтобы это не было похоже на аплодисменты. Одна рука зафиксирована в одном положении, вторая бьет по ладони первой. Кисти не прогибаются, как это часто происходит при аплодировании. Держать спину следует ровно, это отчасти визуальное искусство, особенно для танцовщиц.

В идеале с прослушивания большого количества музыки фламенко и основ пальмас надо начинать прежде, чем вообще возьметесь за гитару или танец. Ритмическая структура должна быть уже на слуху, это дает возможность избежать многих ошибок при самообразовании. Но реалии наши (экс-СНГ) таковы, что это практически невозможно. И большинство читающих эту статью уже занимаются гитарой или танцами фламенко, и пальмас воспринимают как "фишку". Но это не так: это не "фишка", а основа.

Основу пальмас составляет ритмическая пульсация. Это именно то, что заключает вас в определенные рамки, и вместе с тем дает вам свободу, если вы начинаете чувствовать ее автоматически. Чувствовать ритм, не находясь в этих рамках, не выйдет.

Многие классические гитаристы играют музыку с "художественными" задержками темпа, то же наблюдается при исполнении ими музыки фламенко. Но такие задержки нарушают базовую ритмическую пульсацию, и от фламенко тут остается одно название.

Пульсация в музыке фламенко — словно сердцебиение. Она должно быть ровной, и ускоряться или замедляться только тогда, когда того требует смена настроения. Вы не можете сначала придерживаться ее, потом приостановиться, потом опять продолжить. Вы находитесь в жестких рамках, выпадение из которых означает то же, что и в случае с сердцебиением.

Основа пальмас — это пульсирующие доли, повторяющиеся с определенной периодичностью:
i i i i i i i i i i i i i i i i i i i ...

Итак, что же представляет собой пальмас?
Пальмас — это направление искусства фламенко, заключающееся в ритмичном биении в ладоши, пользуясь специфическими ритмическими схемами. Как правило, пальмас исполняют несколько человек одновременно, пользуясь при этом разными ритмическими рисунками. Но объединяет их а) пульсация, б) компас. Ритмические рисунки образуются на основе базовой ритмической схемы — компаса.

Для примера будем рассматривать компас булериас. Он состоит из 12 долей:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12.

Пока звучит одна доля компаса, предполагается наличие двух пульсирующих долей:
1 и 2 и 3 и 4 и 5 и 6 и 7 и 8 и 9 и 10 и 11 и 12 и,

т.е. нам приходится вставлять еще одну долю ровно посередине между долями 1 и 2, и т.д.
Есть также вариант озвучивания фразы, способствующий быстрому запоминанию:
та ка та ка та(3) ка/ та ка та ка та(6) ка/ та ка та(8) ка та ка/ та(10) ка та ка та(12) ка,
т.е. каждый слог попадает на пульсирующую долю, при этом "та" попадает на долю компаса, а "ка" — между долями.

В пальмас удар по ладони совпадает с определенной пульсирующей долей. Сложность пальмас состоит в том, что надо четко следовать за пульсацией, даже если темп быстрый, и придерживаться нужного ритмического рисунка.

Рассмотрим вариант пальмас для двух исполнителей.

Первый озвучивает основные доли (обычно один из исполнителей всегда озвучивает только основные доли компаса):
та ка та ка та(3) ка/ та ка та ка та(6) ка/ та ка та(8) ка та ка/ та(10) ка та ка та(12) ка,
здесь пульсирующие доли "та" озвучиваются, "ка" не озвучиваются. Жирным шрифтом выделены акцентируемые доли, которые нужно прохлопывать громче.

Второй — согласно следующему рисунку:
та ка та ка та(3) ка/ та ка та ка та(6) ка/ та ка та ка та ка/ та ка та ка та(12) ка,
где удары, приходящиеся на "ка", находятся между основными долями компаса, но совпадают с долями в пульсации. Такой способ попадания между основными долями называют "контратьемпо". Основная сложность здесь в том, чтобы попасть ровно посередине между основными долями компаса. Для этого нужен опыт, который специально нарабатывается. Не вся музыкальная деятельность этому способствует, нужно постоянно тренировать чувство ритма, стараясь ровно попадать "в контратьемпо" при прослушивании записей, пользоваться различными ритмическими рисунками и уметь их на ходу варьировать, не выпадая из компаса. Здесь есть простор для импровизации, но нужно для начала выучить характерные римтические элементы, чтобы из них потом составлять импровизацию.

Для объяснения основ пальмас я пользуюсь звукоподражанием (та ка та ка...) вместо счета (1, 2...) затем, чтобы сам счет отошел на второй план: это народная музыка, а не математика, и выучивать надо не цифры, а звучание ритмического рисунка, потому что вы его будете на сцене озвучивать, а не просчитывать, и зрителю все равно, как вы считаете (кстати, испанские преподаватели танца фламенко тоже просчитывают некоторые компасы по-разному). И вам должно быть все равно, если вы уже выучили рисунок и научились им пользваться. Фламенко — это живое искусство, владеть которым можно, даже не умея считать. В детстве сначала вы учитесь говорить, а потом писать. Пальмас - это разговор на языке ритма, и вам главное уметь запомнить на слух и повторять фразу так же. Цифры же, счет и т.п. - предназначены для объяснения основ этого языка тем, кто желает его выучить.

Звукоподражательные компоненты присутствуют в индийской классической музыке, именно оттуда я эту идею заимствовал. С помощью схем, составленных из слогов, в индийской традиции заучиваются намного более сложные ритмические рисунки, чем в стиле фламенко. Кроме того, мой опыт обучения людей основам пальмас показал, что звукоподражательный способ более эффективен, чем простой счет типа "раз-и-два-и". Когда есть нагромождение синкоп и эти рисунки сложны, то и считать, и хлопать людям тяжело. А если его произносить, как стихотворение, абстрагируясь от цифр, он выучивается быстрее.

Учась играть на индийских перкуссионных инструментах, музыкант выучивает ритмические фразы в виде слогов и проговаривает их прежде, чем научится играть их. Считаю, что тот же принцип поможет в освоении компасов и пальмас.

Предлагается такой способ работы с уже упомянутым ритмическим рисунком.

1. Проговарием, имитируем пульсацию звуком: та ка та ка та ка та ка та ка та ка ... Слоги проговариваются с одинаковой громкостью, нигде вслух не акцентируя, только делая мысленно акценты на 3, 6, 8, 10, 12 долях, как того требует компас булериас. Слог "та" при этом произносится 12 раз. Зацикливаем этот компас и произносим его таким образом 3-4 раза.
2. На эту пульсацию "накладываем" акценты. Выходит то же самое, но с акцентами:
та ка та ка та(3) ка/ та ка та ка та(6) ка/ та ка та ка та ка/ та ка та ка та(12) ка. Выделенные здесь доли должны звучать при таком звукоподражании заметно громче, чем остальные пульсирующие доли.
5. Прохлопать эти выделенные доли синхронно с произношением.
6. Ослабляя произношение не озвучиваемых хлопками долей, продолжать хлопать.
7. Прекратить озвучивание пульсации вслух, но произносить слоги с акцентами на прохлопываемых долях мысленно, сохраняя пульсацию.

Хороший вариант — использование для таких упражнений метронома или аудиозаписи соло-компаса, чтобы не было ускорений или замедлений, которые, как правило, происходят тогда, когда исполнитель начинает задумываться, что ему хлопать дальше, и выпадает из ритма, потому что нет навыка думать и о ритме, и о своих проблемах одновременно. Суть в том, что пульсация не зависит от чего-либо, она ровная и постоянная. Если потерял ее — догоняй, ждать она не будет, спокойно стучит дальше. Точно так же, как при исполнении пальмас с несколькими артистами — если вы выпали из компаса, никто останавливаться не будет.


Лучше всего учиться пальмас вместе с кем-то, кто будет хлопать базовые доли компаса. Можно для этого, как уже было сказано, пользовать записями пальмас или метрономом, но живое взаимодействие лучше. Поначалу внимание учащегося концентрируется на том, что он сам хлопает, а звучащие базовые доли отходят на второй план, из-за чего ритмические фразы идут вразнобой. Привычка слушать базовые доли и хлопать в это время свой ритмический рисунок приходит со временем - появляется автоматизм и умение переключать внимание с одного рисунка на другой, не сбиваясь с ритма.

Артист, исполняющий фламенко, гитарист он или танцор, сталкивается со сложными римтическими рисуками — сложно организованными музыкальными фразами или ритмическими рисунками дробей. Предложенный метод работы с выучиванием ритмических рисунков должен помочь и при работе над музыкальными фразами, и над отработкой дробей, потому что подчинение пульсации распространяется на все. Запомнив ритмическую фразу как "стихотворение", озвучить ее будет намного проще.

Продолжение следует.


Автор статьи: Евгений Седько
Ссылка на источник: http://eugensedko.com/ru/articles/?art=palmas_basics

Дополнительно по данной категории

06.02.2011 - Использование расгеадо и его виды
06.02.2011 - Пульгар и альсапуа
29.01.2011 - Снятие композиций на слух. Теоретическая часть
29.01.2011 - Снятие композиций на слух. Практическая часть
29.01.2011 - Булериас: компас и исполнение на гитаре
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Новости