milfsstory

Статьи

Статьи » Статьи о фламенко » Авторские работы Евгения Седько

Снятие композиций на слух. Практическая часть

0
Распечатать
Итак, перейдем к практике. Будем рассматривать воображаемый пример: у нас есть запись композиции в стиле фламенко, ее надо снять на слух. Нот, снятых кем-то когда-то, у нас нет, сверить результаты не с чем.

1. Начнем с определения тональности. Это просто. Для совсем начинающих, кому непросто, слушаем "базовый" аккорд, т.е. тонику и выслушиваем по нескольким нотам, что это за аккорд. Желательно уже иметь навыки построения мажорных и минорных аккордов в разных аппликатурах (хотя бы в трех или четырех - к примеру, знать, как взять ми мажор тремя разными способами, смещаясь по грифу, а также знать, какие струны можно открыть без ущерба для аккорда - например, в ми мажоре можно открыть 1 и 2 струны, а если позволяет контекст, можно 4 струну открыть, тогда будет септаккорд, и т.д.).

Момент с открытыми струнами очень важен, потому что почти вся аппликатура в технике игры на гитаре фламенко строится на использовании открытых струн. Используются только те тональности (в смысле варианты аппликатуры), где можно по максимуму использовать открытые струны. К примеру, нет ни одной формы фламенко в соль дорийском (до миноре), потому что придется везде брать баррэ, а цыгане - носители фламенко - никогда этого делать не будут, потому что им будет неудобно. Если классика можно заставить играть в совсем неудобной аппликатуре, и он заиграет, хотя это будет технически сложно, то народные музыканты играть так не захотят, потому не будут. У гитаристов фламенко, как правило, нет такой тренировки левой руки, как у классических гитаристов, потому что все строится на шаблонах, которые сначала за несколько лет выучиваются, потом вся музыка на них строится. Потому эти шаблоны максимально упрощены, и при снятии музыки нужно обязательно эти шаблоны запоминать на слух и уметь воспроизводить. Их запоминание влияет на скорость самообучения.

2. К примеру, определили тональность: это ре минор. Теперь определим, где же стоит сехилья (или удостоверимся в том, что ее здесь нет). Если это традиционное фламенко, то, скорее всего, она есть (современное фламенко в этом плане более непредсказуемо, современные гитаристы часто сехильей не пользуются, хотя у традиционных гитаристов сехилья чуть ли не приросла ко второму ладу). Для этого пользуемся страстью гитаристов фламенко к использованию открытых струн, они-то все и выдадут. Слушаем звуки, которые случайно или умышленно извлекает гитарист, зацепив указательным пальцем первую струну, играя пульгар (а такого быть почти не может, чтобы он ее не цапал).

Рассмотрим другой вариант. Раз это ре минор, то тут вариантов три:

- нет сехильи;
- сехилья на 3 ладу, используется аппликатура си минора (фа-диез дорийского) ;
- сехилья на 5 ладу, используется аппликатура ля минора (ми дорийского).
Где есть ре минор, там, как правило, где-то в аккордовой последовательности есть и фа мажор. Слушаем, находим ли ноту фа на 6 струне на 1 ладу. Если слышим ноту фа, то никакой сехильи нет; есть - слушаем дальше. В действительности процесс съема музыки четко подчинен логике и строится на повторяющихся действиях, как и алгоритм программы. Целью музыканта является сформировать такие логические схемы, чтобы сделать процесс снятия музыки автоматическим. Целью данной статьи является освещение основных деталей, на которых строится подобная логика. Допустим, мы решили, что это си минорная аппликатура. Тогда мы должны также слышать характерные диссонансы в специфических аккордах, например:

- 0 -
- 0 -
- 0 -
- 4 -
- 4 -
- 2 -

— этот аккорд звучит так только в этой аппликатуре. Можно его, конечно, еще взять на баррэ, растянув пальцы:

- 5 -
- 5 -
- 5 -
- 9 -
- 9 -
- 7 -

но это слабо осуществимо и в контекст музыкального произведения такие «фокусы» не встраиваются.

В каждом варианте аппликатуры есть такие звукосочетания, которые в других вариантах своего аналога не имеют. Нужно самостоятельно "играться" с аккордами, чтобы запомнить характерные звучания. Сложнее, если струны как-то по-хитрому перестроены. Тогда для раскрытия секрета настройки нужно поработать дольше, проанализировать варианты аппликатуры снятых аккордов, но если все аккорды очень специфичны, можно запутаться, даже имея немалый опыт снятия на слух. Часто помогают басовые струны, которые звучат во время исполнения какого-то аккорда, скажем, в 4 позиции и выше. Тогда мы можем определить, что этот басовый звук открытый, и так далее. Что касается расстройки струн, помните основные моменты:

1. Если тональность - ре мажор и сехильи нет, то 6 струна, скорее всего, перестроена на ре.

2. Если это ронденья (неритмичная форма), то перестройка струн следующая: (1-6): ми-си-фа#-ре-ля-ре. Т.е. 6 струна «спущена» на тон вниз, а 3 струна - на полутон. Такая настройка струн позволяет долго гонять вариации на аккорде ре мажор перед переходом в ми мажор или в тонику - до-диез дорийский. А извлечь ре мажор станет проще простого - нужно провести по четырем открытым басовым струнам.

3. Если есть подозрения относительно перестройки 1 струны, попробуйте спустить ее в «ре» и посмотрите, удобно ли играть. Как правило, исполнители перестраивают струны затем, чтобы извлекать специфические аккорды, но в удобной аппликатуре. Потому при снятии смотрите в этом случае прежде всего на удобство игры. Чаще всего при перестройке струн 6 струну спускают в «ре».

4. Снимаем композицию, уже определив начальные "настройки" - тональность, положение сехильи и настройку струн вообще.

К примеру, снимаем простую мелодию без гармонической поддержки. Если с ходу не удается в нее вникнуть, подбираем по ноте. Т.е., например, сняли первые две-три ноты, остановились. Переслушали, убедились, что сняли правильно. Прокрутили еще раз с целью уловить четвертую ноту. Уловили, пошли за пятой, и.т.д. Здесь вы приобретаете навык заранее концентрировать внимание на тех нотах, которые вас интересуют, и выхватывать их из музыки. Это очень важный и полезный навык. Если звучит аккорд, который нужно снять, но он такой навороченный, что сразу не разберешь, то надо выслушивать его по нотам. Прослушать несколько раз и связать воедино все услышанные ноты. Здесь развивается похожий навык, но немного другого характера: мы концентрируем внимание не на моменте времени звучания ноты, а на определенной высоте ноты, стараясь услышать ее во время звучания еще нескольких нот. Так мы собираем аккорд по «крупицам», которые мы выхватили. Если даже мы выхватываем не все эти «крупицы», то надо их выхватить хотя бы столько, чтобы остальные ноты нам помогло восстановить аналитическое мышление. Стараемся понять, какую функцию выполняет этот аккорд, какой аккорд из привычных он напоминает. В музыке фламенко, особенно в традиционном, это все довольно просто, потому что функций очень мало. Современное фламенко в этом плане побогаче, но, с другой стороны, обилие гармоний и надстроек быстро сводит фламенко к простому фьюжну. Стоит постараться понять замысел композитора: зачем он вставляет какой-то бас во время исполнения мелодии, и т.д. Для фламенко нужно знать практически все приемы игры и разные вариации, например, альсапуа. Если это ритмическая форма, то необходимо представлять, как каждая нота вписывается в ритмическую сетку. О том, что надо уметь отличить три восьмые ноты от триоли, даже говорить не стоит. Бывает, что и квинтоли попадаются, тогда надо четко фиксировать, что здесь четверть разбита на три ноты - это триоль, а тут на пять - это квинтоль, и т.п. Стоит прислушиваться к тембру звуков, это помогает определить, на какой струне играется нота. Нота «ми» на открытой первой струне будет звучать не так, как на второй, зажатой на пятом ладу. А на третьей струне (9 лад) она звучит иначе. Такой навык очень помогает при определении позиции. Кстати, если, к примеру, звучит "ля - соль" на верхах, то есть варианты такие:

- 5 - 3 -,

- 5 - - -
- - - 8 - ,

- - - - - -
- 10 - 8 - , и т.д.

Нам нужно определить, как именно играть в данном случае. Нам поможет анализ тембров, звучание нот: если во время исполнения "соль" ля еще висит, значит, играется на разных струнах. Этот факт надо учиться услышать, а это тоже хороший навык. Кроме того, нам может помочь контекст, в котором эти две ноты играются - здесь мы можем сразу отбросить какие-то варианты, если они не сочетаются с другими нотами, которые звучат в это же время, до или после. Итоги подведем. - Гитаристы фламенко, как правило, не мучают ни себя, ни зрителей страшными аппликатурами (о слушателях я намеренно умолчал, потому что навороченные аппликатуры имеют больше визуальную ценность, нежели музыкальную). - Музыка фламенко вся построена на использовании открытых струн, их и надо слушать в первую очередь, так как как многие аккорды играются на "дальних" позициях, но не на баррэ. - Включаем аналитическое мышление и стараемся его не выключать. Опыт снятия на слух позволит по кирпичикам сложить логические схемы и дать вам кучу полезных навыков, которые описаны выше. - Не забываем о компасе. Фиксируем в уме или на бумаге/компьютере, на какую долю компаса приходится какая-то нота или аккорд. Если это навороченные синкопы, не ленимся расшифровать весь компас, не забыв ни об одной шестнадцатой ноте или паузе. Все должно сходиться и при игре с листа/при воспроизведении нот или табулатуры на компьютере звучать почти как на записи! - Для качественного снятия нужно иметь представление о разных вариантах аппликатуры аккордов, употребительных надстройках, приемах игры. Но такие знания дает, опять же, опыт снятия на слух. Так что, занимаясь этим делом, вы развиваетесь как музыкант - учитесь слышать и извлекать из услышанного максимум информации. И самое главное: в аудиозаписи композиции содержится вся информация о том, как ее исполнять. Просто нужно учиться ее извлечь. Поэтому, овладев полезными навыками, вы уже не будете смотреть на ноты как на единственный источник информации. Учитесь снимать и верьте только себе, хороших нот фламенко мало. Из распространенных - я неплохого мнения только о табах Alain Faucher'а, но и в них есть глюки, так что сами снимайте!

Успехов в этом нелегком деле!

Нежелающие снимать композиции самостоятельно могут воспользоваться моими услугами. Если есть вопросы, пишите.


Автор статьи: Евгений Седько
Ссылка на источник: http://eugensedko.com/ru/articles/?art=transcribbing_practice

Дополнительно по данной категории

06.02.2011 - Использование расгеадо и его виды
06.02.2011 - Пульгар и альсапуа
29.01.2011 - Снятие композиций на слух. Теоретическая часть
29.01.2011 - Основы пальмас
29.01.2011 - Булериас: компас и исполнение на гитаре
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Новости