milfsstory

Статьи

Статьи » Статьи о фламенко » Публикации о фламенко в блогах

Вопросы по исполнению пикадо

0
Распечатать
Вопросы по исполнению пикадо
Тема поднималась на гитарных форумах, здесь перепост уже озвученных выводов с некоторыми дополнениями.

При работе над постановкой руки я пришел к следующим заключениям:

1. При игре пикадо движение пальца i или m представляет собой не только движение всего пальца относительно ладони, но и сгибание самого пальца, - получается, что пикадо (как и апойяндо вообще) носит "полутирандовый" характер. Пальцы постоянно находятся в полусогнутом состоянии.

2. Ногтевая фаланга пальца должна быть хорошо зафиксирована, чтобы не было лишней амортизации - обратного прогиба. Вообще-то все фаланги извлекающих звук пальцев фиксировать надо, но не напрягать, и здесь самое тяжелое - это найти "золотую середину" между напряжением и полурасслабленным состоянием пальцев, т.е. они должны быть зафиксированы, но не напряжены. Это касается игры на любом инструменте и достигается осмысленной практикой.

3. Когда играется пикадо, лучше приподнять локоть, чтобы пальцы были перпендикулярны струнам и чтобы уменьшить изгиб кисти.

4. Не все способы обтачивания ногтей подходят для пикадо. Если ногти слишком длинные, это скорее мешает.

5. Не нужно играть одним и тем же пальцем две ноты рядом, даже если одна на 1 струне, вторая на 2-й, соскальзывать пальцем с 1 на 2 струну не нужно. Каждая следующая нота играется другим пальцем. Бывает, что в импровизациях удобнее всего так "соскользнуть", но это должно быть очень редко. Это касается апойяндо вообще. Обоснование простое: разный звук. Когда палец соскальзывает, то и звук "скользящий", потому что движение пальца направлено не к деке, а параллельно ей, звук от этого слабее и более размытый. Когда движение фаланги пальца направлено к деке, происходит лучшая отдача.

Если уже есть привычка так соскальзывать, то обязательно нужно при заучивании каких-то фрагментов на пикадо следить за очередностью пальцев - например, запомнить ключевые точки внутри фразы, где вы знаете, какой палец в какой момент должен играть. Компенсировать неудобные переходы можно с помощью легато или оптимизации аппликатуры.

6. Не нужно выгибать пальцы так, чтобы угол между пальцами и внутренней стороной ладони был ощутимо больше 180 градусов - это создает лишнее напряжение и мешает пальцам нормально извлекать звук.

7. Когда играете пикадо от 1-й к 6-й струне, кисть не выгибается, а поднимается локоть и вся рука за ним. Если выгибать кисть, увеличивается нагрузка на связки и падает скорость. Здесь же: когда вы доходите снизу до 4 струны, большой палец перестает опираться на 6 струну и опирается на деку. Опора обязательна, "с воздуха" пикадо сыграть намного тяжелее. Если плечевой сустав опирается на обечайку, а большой палец на басовую струну или на деку, повышается предсказуемость движений - больше вероятности попасть по нужным струнам с нужной силой.

8. Не играйте пикадо слишком близко к подставке. Оптимальное местонахождение пальцев - между розеткой и подставкой, натяжение струн в этом месте позволяет не уродовать тембр. Если играть пикадо возле розетки, то звук будет не таким четким, да и пальцы амортизировать сильно будут об струны, натяжение здесь слабое, но тембр при извлечении возле розетки подходит для классики. А возле подставки натяжение слишком сильное, будет набор звуков "пыц-пыц-пыц", а не музыка.


9. Следите за тем, где находятся косточки - часто возникает проблема высоты косточек правой руки над игровыми струнами, из-за чего пальцы нужно выпрямлять, из-за чего (см.п.1) полусогнутое состояние пропадает, что отражается на звуке.


10. Следите за тем, чтобы движения ногтевых фаланг были направлены к деке.
Попробую объяснить, обратившись к школьному курсу физики. Под некоторым углом к струне и к деке при звукоизвлечении направлена сила, в результате чего была совершена работа, результат которой в музыкальном отношении представляет собой силу и тембр извлеченного звука. Так как сила - величина векторная, а работа рассчитывается, исходя из приложенной силы, и выходит, что от угла пальца к струне зависит сила звука. Тембр в данном случае зависит и от других факторов. Если сила направлена перпендикулярно струне деке (похожий вопрос уже поднимался в п.5), то приложение силы приводит к максимальной работе, т.е. наши усилия наиболее эффективны. Если же есть отклонения от 90 градусов, тогда при той же силе работа будет меньше - она будет рассчитываться через синусы или косинусы углов, значение которых меньше единицы, т.е. как ни крути, а звук будет слабее. "Зато другой тембр!" - скажет классический гитарист. Так и есть, но при исполнении пикадо нужен громкий и резкий звук, такова специфика фламенко, в классике же нюансов звукоизвлечения побольше, но понятие пикадо к классике не относится.

Прошу учесть, что это мои личные наблюдения при работе над своим апойяндо и пикадо и над постановкой рук учеников. Руки у всех разные, так что какие-то нюансы могут быть к вам более или менее применимы.

Автор записи: Евгений Седько
Ссылка на источник: http://eugensedko.blogspot.com/2010/11/blog-post_28.html

Дополнительно по данной категории

06.02.2011 - Ногти гитариста: проблемы и уход. От проблем.
29.01.2011 - Ценность музыкальной информации
26.01.2011 - Запись гитары: возможные проблемы и варианты решений
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Новости